Выбрать главу

Haeckel Е.: Zasady Morfologii Ogolnej Organizmow. 1960. Biblioteka Klasykow Biologii (P.A.N., Komisja Ewolucjonizmu). В предисловии Z. Raabe мотивирует перевод одного из первых эволюционных трудов (1866 г.) на польский язык.

Lamarck J. В.: Filozofia Zoologii. Biblioteka Klasykow Biologii (P.A.N., Komisja Ewolucjonizmu). PWN, 1960. Предисл. нап. J. Dembowski. - Loth Е.: Человек Прошлого. Второе издание, исправленное и дополненное (J. Mydlarski). Обширное руководство, написанное очень ясным языком. Несмотря на то, что оно несколько устарело и в нем не учтены новые открытия, руководство может быть рекомендовано ввиду своих научных и педагогических достоинств.

MalinowskiE.: Genetyka. PWN. Руководство по генетике для студентов высших учебных заведений. Глава XVIII посвящена механизму эволюции. - Marchlewski Т.: Genetyka Zwierzat. PWR i L, 1961. Две главы автор посвящает эволюционной проблематике. В главе XIII рассмотрены генетические основы эволюционных явлений, а в главе XIV мы находим замечания о филогенетическом развитии человека. - Michajlow W.: Pasozytnictwo a Ewolucja. PWN, 1960. Монография, анализирующая явления паразитизма в свете эволюционизма, содержащая много оригинальных взгядов автора. После вступительных замечаний очень обширно представлены доказательства эволюции из области паразитологии, а затем закономерности эволюции паразитов и эволюционные факторы в свете паразитологии.

Nusbaum J.: Idea Ewolucji w Biologii. Warszawa-Lwow, 1910. Очень доступным языком написанный труд вышел, как пишет автор, по случаю трех юбилеев: столетия “Философии зоологии” Ламарка и дня рождения К. Дарвина, и пятидесятилетия опубликования “Происхождения видов”. Хотя эта книга потеряла много в своей актуальности,� изучение ее является поучительным. В ней широко представлено развитие эволюционной мысли перед Дарвиным, изложена теория естественного отбора с позиции дарвинизма, влияние дарвинизма на другие ветви наук, а также судьба теории эволюции на склоне XIX и в начале XX века. Читатель также найдет много ценных данных относительно развития эволюционной мысли в Польше. С другой стороны, сравнение достижений биологии перед 50 годами с положением вещей в настоящее время является лучшим доказательством огромного прогресса, которым может похвалиться наука.

Petrusewicz К. (ред.): 1) Wypisy z Ewolucjonizmu. P.A.N. Komisja Ewolucjonizmu Т. VII. z. 4. Tempo Przemian Ewolucyjnych (1955), T. I. Powstanie 2ycia na Ziemi, czesc 1, 2, 3. PWN 1957; - 2) Problemy Ewolucjonizmu. PAN, Komisja Ewolucjonizmu. T. II. Mysl ewolucyjna w paleontologii, T. III. Mysl ewolucyjna w naukach fizjologicznych. T. IV. Mysl ewolucyjna w biogeografii i ekologii. PWR i L, (1958); - 3) Teoria Ewolucji w Wypisach Lamarck, Wallace, Darwin. Wiedza Powszechna, 1959.

Sjewiercow A. N. (1956): Morfologiczne prawidlowosci Ewolucji P.A.N. Komisja Ewolucjonizmu. Materialy z Ewolucjonizmu. Предисловие к последнему изданию известного труда, переведенного также на немецкий язык, написали К. Petresewicz и Z. Raabe.- Stebbins G. L.: Zmiennosc i Ewolucja Roslin. PWN, 1958. Польский перевод руководства, предназначен для ботаников, занимающихся эволюцией растений и разведением растений.

Wendt H.: Szukalem Adama. Wyd. II. Wiedza Powszechna, 1961. Популярная книжка по эволюционизму, занимающаяся в основном происхождением человека. Предисловие написанное Воланским ставит перед собой задачу дополнить и осветить дискуссию над основными вопросами антропологии и познакомить читателя с польскими достижениями в этой области.

ИЗБРАННАЯ ИНОСТРАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Barlow N.: The Autobiography of Charles Darwin. 1809-1882. Collins, London 1958. - Barnett S. А. (изд): A Century of Darwin. Heinemann, London 1958. - Bell P. R. (изд): Darwin’s Biological Work. Cambridge Univ. Press. 1959. Brown R., Danielli J. F. ed. (изд): Evolution. Symp. Soc. Exper. Biol. N. VII. Cambridge Univ. Press, 1953.

Cameron T. W. M. (изд): Evolution: its Science and Doctrine. Toronto Univ. Press, 1960. - Cannon H. G.: 1) The Evolution of Living Things. Manchester Univ. Press, 1958. - 2) Lamarck and Modern Genetics. Manchester Univ. Press. 1959. - Carter G. S. A.: Hundred Years of Evolution. Sidgwick Jackson London 1958. - Colbert Е. Н.: Evolution of the Vertebrates. J. Wiley, 1955. - Coon C. S.: The Story of Man. Knopf. New York 1958.

Darlington Ph. J. jr: Zoogeography. J. Wiley, 1957. - Dobzhansky Т.: 1) Genetics and the Origin of Species. Columbia Univ. Press. New York 1941. - 2) Evolution, Genetics and Man. J. Wiley, 1955. - 3) The Biological Basis of Human Freedom. Columbia Univ. Press. New York 1956. - Dodson E. O.: Evolution: Process and Product. Reinhold Corp. 1960. - Dowdeswell W. H.: The Mechanism of Evolution. Harper Broth. New York 1960.

Eiseley L.: Darwin’s Century. Doubleday Anchor Books. New York 1958. - Ellegard A.: Darwin and the General Reader. Goteborg 1958.

Florkin M.: 1) L’Evolution Biochimique. Masson, Paris 1944. - 2) (изд.): Aspects of the Origin of Life. Pergamon Press, 1960.

Glass В., Temkin O., Straus W. jr. (изд.): Forerunners of Darwin. J. Hopkins Press, Baltimore 1959. - Goudge T. A.: The Ascent of Life. Allen-Unwin, London 1961. - Guzman Barron E.G. (изд.): Modern Trends in Physiology and Biochemistry. Academic Press, New York 1952.

Lasker G. W. (изд.): The Processes of Ongoing Human Evolution. Wayne State Univ. Press, Detroit 1960. - Lever J.: Creation and Evolution. Michigan 1958. - Lull R. S.: Organic Evolution. Macmillan Сотр., New York 1947.

Mason Ph. (изд.): Man, Race and Darwin. Oxford Univ. Press, 1960. - Mayr E., Systema-tics and the Origin of Species. Columbia Univ. Press, New York 1947. - Morgan Т. Н.: 1) The Scientific Basis of Evolution. Faber, London 1932. - 2) Embryology and Genetics. Columbia Univ. Press, New York 1934.

Newman H. H.: Evolution, Genetics and Eugenics. Univ. Chicago Press. 1947. Physics and Chemistry of Life. Bell, London 1957.

Rensch В.: Evolution above the Species Level. Columbia Univ. Press, New York 1960. - Roberts D. F., Harrison G. А. (изд.) Natural Selection in Human Populations. Pergamon Press, 1959.

Sheppard P. M.: Natural Selection and Heredity. Harper Broth, New York 1959. - Simpson G. G.: 1) Life of the Past. Yale Univ. Press, New Haven 1953. - 2) The Meaning of Ewolution. Yale Univ. Press, 1949. - Simpson G. G., Pittendrigh C. S., Tiffany L. H.: Life. Rout-ledge - Kegan, 1957.