Выбрать главу

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

% Приказ ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@ "Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации"

! В случае явки в налоговый орган (по любым основаниям) налогоплательщика (его законного или уполномоченного представителя), не использующего возможность получения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по телекоммуникационным каналам связи, налоговым органам в обязательном порядке в каждом случае следует проверять, имеется ли у данного налогоплательщика неурегулированные суммы задолженности, в отношении которых меры принудительного взыскания еще не применялись. При наличии у налогоплательщика вышеназванных сумм задолженности налоговым органам следует формировать документ о выявлении недоимки, а также требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа и вручать его лично налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю налогоплательщика) в бумажном виде для исполнения. При необходимости налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю налогоплательщика) может быть вручен дубликат ранее направленного требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде направляются налогоплательщикам (плательщикам сборов) или налоговым агентам по телекоммуникационным каналам связи не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), но не ранее 75 календарных дней со дня выявления недоимки. Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по результатам налоговой проверки в электронном виде направляются налогоплательщикам (плательщикам сборов) или налоговым агентам по телекоммуникационным каналам связи в сроки, установленные пунктом 2 статьи 70 Кодекса. Срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного организациям, индивидуальным предпринимателям в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, должен составлять не менее 20 календарных дней, а физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, должен составлять не менее 30 календарных дней. (Письмо ФНС РФ от 09.03.2011 N ЯК-4-8/3612@ "О порядке направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи")

(((2. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. ))) 01.01.2012 г. – Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ – внесены изменения, связанные с консолидированной группой налогоплательщиков. (статья 70 НК РФ пункт 2)

3. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

4. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.

Статья 71. Последствия изменения обязанности по уплате налога и сбора

В случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налога или сбора изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.

! Согласно ст. 71 Кодекса в случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить указанному лицу уточненное требование. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 Кодекса). Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@ утверждена форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (Приложение N 1 к указанному Приказу), которая предусматривает отзыв ранее направленного требования в случае, когда обязанность налогоплательщика изменилась. Кодексом не предусмотрено изменение обязанности налогоплательщика по уплате налога на основании вступившего в законную силу решения суда. Учитывая изложенное, полагаем, что Кодексом не предусмотрена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уточненное требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа на основании вступившего в законную силу решения суда о признании частично недействительным решения налогового органа о взыскании налога, пеней, штрафа.